Дизайнерское образование
На сегодняшний день состояние российского образования в области дизайна крайне неоднородно. В каком-то смысле его уровень начинает приближаться к иностранным школам - появляются достаточно конкурентоспособные работы в сфере графического дизайна, в том числе в виртуальной графике. А вот что касается промышленного дизайна… Пока эта ниша остается плохо оформившейся галактикой, абсолютно отдаленной от действительной реальности.
Об устаревшем подходе дизайнерского образования
При этом необходимо понимать, что классический подход в таких гигантах, как в Мухинском училище (СПбГХПА) или Академии Строганова (МГХПА), сегодня работает всё неэффективнее. А все потому, что он основывается на приоритете искусства и формы над самим дизайном, что в свою очередь исключает возможность формирования проектного мышления, которое на самом деле и нацелено на решение реальных проблем окружающей среды, нашего общества и современного потребителя. Дизайн в качестве самостоятельной сферы откололся от искусства более века назад, и теперь развивается по своим собственным законам. Интересно, что еще в 1925 году Вальтер Гропиус, основавший всемирно известную школу Баухаус, отказался от идеи сотрудничество искусства и ремесла, выбрав взаимодействие дизайнера и производства.
Европейское образование в области дизайна
И в отличие от отечественного, европейское образование в дизайнерской области всегда шло именно этим направлением: заграничные школы очень четко ориентировались на выработку концептуального мышления и последующее практическое претворение идей в жизнь. Вот и вылезла на поверхность главная проблема классических российских заведений — перегруженность процесса сопутствующими дисциплинами и слабая вовлеченность студентов в проектную деятельность.
Как оно в «АртФутуре»
Есть такая частная дизайнерская школа - «АртФутур». Здесь стремятся достичь баланса между вспомогательными и основными дисциплинами, сделать так, чтобы студенты поняли суть взаимодействия технических и эстетических компонентов. Для этого им предлагается сосредоточиться на проектных задачах, организуются мастер-классы с реальными специалистами в области технологий и производства материалов, неоднократно проводятся лекции и семинары по трендам дизайн-индустрии.
О возможностях
Безусловно, дизайнерское образование – это не один только вуз. Дизайнеру недостаточно только института, нужны выставки, мастер-классы, поездки, стажировки, что входит в нормальную мировую практику.
|